Тесты «Многообразие направлений в культурологии XIX и XX вв.»
1. Какие идеи были характерны для просветительского понимания культуры (И. Г.Гердер, В.Гумбольдт, Дж.Вико)?
2. Для эволюционизма (Э.Тейлор, Д.Фрейзер, Л.Морган, Л.Уайт) в изучении культуры характерно:
а) идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямой однолинейности этого развития – от простого к сложному, идея общественного прогресса и исторического оптимизма
б) понимание культуры как духовного богатства общества, создаваемого образованной элитой
3. Какие важнейшие социально-экономические, политические, исторические, духовные и другие факторы повлияли на изменение классических представлений о культуре в первой половине 20 века?
4. Какие из особенностей мироощущения человека начала 20 века говорят о кризисе личности, духовном кризисе, кризисе духовной культуры?
а) отказ от старых моральных принципов
б) усиление религиозного чувства
в) одиночество
г) чувство «заброшенности»
д) вера в науку
е) прагматизм
ж) оптимистичный взгляд в будущее
з) трагизм
и) массовое сознание
к) интелектуализация сознания
л) «обезличивание»
м) гедонистические стремления
н) усиление гуманистических устремлений
о) декаданс
п) эсхатологические переживания
р) усиление агрессивных настроений
с) натурализация ценностей
5. Схема какого мыслителя здесь представлена? Прокомментируйте.
6. «Рассортируйте» определения и имена представителей современной культурологии по направлениям:
Направление, школа или концепция |
Определение культуры |
Представители |
1. Структурно-функциональное направление |
|
|
2. Психологическое направление |
|
|
3. Плюрально-циклические концепции в культурологии |
|
|
4. Аксиологическое направление |
|
|
5. Символико-семиотическое направление |
|
|
6. Философско-герменевтическое направление |
|
|
7. Игровая концепция культуры |
|
|
8. Социологическое направление |
|
|
9. Марксистская концепция |
|
|
10. Культурология постмодернизма |
|
|
7. Какое понимание культуры здесь представлено – классическое или одно из современных? Кто мог бы быть его автором – И.Г. Гердер, З. Фрейд или И. Хейзинга?
«…Мы видим, что во всем творит лишь одно начало – человеческий разум, который всегда занят тем, что из многого создает единое, из беспорядка – порядок, из многообразия сил и намерений – соразмерное целое, отличающееся постоянством своей красоты…так, например, невозможно представить себе нечто высшее, нежели египетская пирамида или некоторые создания греческого римского искусства. Они, все в своем роде, суть окончательно «решенные проблемы человеческого рассудка…».
8. На 3 основных класса [1) позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, 2) негативных творцов истории, которые способствовали гибели дряхлых цивилизаций и 3) народов, творческий дух которых задерживается на ранней стадии] разделил все народы
a) А. Тойнби
б) Н Данилевский
в) К. Ясперс
г) П. Сорокин
9. Монолинейность развития культур означает
a) единый, общий для всего человечества исторический путь развития, по которому идут все народы Земли вслед за своим авангардом – Западной Европой
б) что сравнивать различные социокультурные миры по уровню развития в принципе невозможно
в) в мире существуют автономные независимые друг от друга социокультурные миры, каждый из которых имеет свою историю
10. Для какого направления современной культурологии характерно изучение взаимосвязи культурных и биологических факторов во времени и пространстве, т.е. естественной истории человечества, где человек рассматривается как «самоодомашненное животное»?
а) антропологического,
б) герменевтического,
в) материалистического
11. В каком из направлений современной культурологии ярко выражено отрицание общих закономерностей развития культуры, единства всемирно-исторического процесса и однолинейного и прогрессивного развития культуры из одного корня?
а) семиотическом
б) историческом
в) типологическом
12. В концепции какого культуролога понятие «душа культуры» является центральным?
а) К-Г.Юнг
б) О.Шпенглер
в) Й.Хейзинга
г) Р.Барт
13. Попробуйте выделить следующие этапы существования античной культуры в соответствии с концепцией О.Шпенглера:
рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть
14. Как О. Шпенглер соотносит «цивилизацию» с «культурой»?
а) отождествляет;
б) противопоставляет;
в) диалектически соединяет;
г) вообще не затрагивает этой проблемы
15. Распределить принадлежность следующих характеристик, по О.Шпенглеру:
Культура |
Цивилизация |
|
|
16. Распределить следующие характеристики в соответствии с определенным типом души:
Египетская душа |
|
Греческая душа |
|
Арабская душа |
|
Западноевропейская душа |
|
17. Метафорическим смыслообразом западно-европейской культуры, вобравшем в себя все ее основные признаки, по мнению О. Шпенглера, является образ Фауста. Попробуйте определить эти признаки в предсмертном монологе «обретенного пути» Фауста:
«Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведен,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно,
Трудясь, борясь, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!
О, как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они».
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю».
(В переводе Б. Пастернака)
18. Определением «культурно-исторического типа» Н.Я. Данилевского является:
а) регион мира, который в социокультурном смысле развивается самостоятельно, вне зависимости от процессов, происходящих в других регионах, на основе собственных культурных норм и ценностей;
б) целостные, привычные и общепризнанные образцы поведения людей в самых простых житейских ситуациях и в их трудовой деятельности;
в) совокупность психологических, поведенческих установок людей одной культуры, которая формируется под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания;
г) единство специфических для каждого народа культурных феноменов, развивающихся из одного начала (социальных, промышленных, политических, бытовых, религиозных и т.д.), благодаря которым вся мировая культура разделяются на абсолютно замкнутые, непохожие друг на друга культуры.
19. Н.Я. Данилевский выделяет 3 периода в исторической жизни культур
a) период магии, религии, науки
б) этнографический, политический, цивилизационный
в) теологический, метафизический, позитивный
г) период генезиса, зрелости, распада
20. Н.Я. Данилевский выступает как
a) защитник европоцентризма и критик теории «локальных цивилизаций»
б) защитник европоцентризма и основатель теории «локальных цивилизаций»
в) критик европоцентризма и противник теории «локальных цивилизаций»
г) критик европоцентризма и родоначальник теории «локальных цивилизаций»
21 .Выделите основные понятия учения З. Фрейда:
а) архетип
б) душа
в) ценность
г) либидо
д) сублимация
е) коллективное бессознательное
ж) запрет
з) Ид
и) Эдипов комплекс
к) супер-эго
л) эго
м) принцип реальности
н) разум
о) история
п) инстинкты
р) язык
с) символ
т) принцип удовольствия
у) личность
ф) бог
х) цикл
ц) культурно-исторический тип
ч) красота
ш) любовь
щ) смысл
ъ) конфликт
22. Распределить характеристики в соответствии с данными инстанциями, по Фрейду:
ОНО |
ЭГО |
СУПЕРЭГО |
|
|
|
23. Какие понятия подходят для определения архетипа коллективного бессознательного у К.-Г.Юнга?
а) психические структуры
б) матрицы
в) чувственно материальные образы
24. Почему по К. Юнгу, наличие архетипов коллективного бессознательного можно обнаружить в снах, психике больных, сказках, ритуалах, бреду, видениях, мистических откровениях, в символах, мирах?
25. Почему в мифе архетипы коллективного бессознательного были выражены лучше всего?
а) благодаря фантазии и вымыслам, наполняющим миф
б) благодаря тесной связи мифа с религией
в) благодаря образности, символичности, нерациональности мифа
г) в мифе бессознательное выражается напрямую, так как психика человека тождественна строю мифа; в мифе человек погружается в первоосновы жизни
26. Характеристика какого архетипа здесь дается: трон богов и правителей, опора мира, центр (середина) мира (четыре стороны света), путь восхождения на небо или возвращение к истокам, встреча земного и небесного, неподвижность, покой, возвышение, путь просветления, успех, восхождение, недоступность, непреодолимое препятствие?
Вода, Мать, Отец, Дерево, Гора, Тень, Персона, Дьявол, Весы, Камень, Круг, Крест, Лабиринт, Лес, Лестница, Океан, Сад
27. Вспомните основные архетипы русской культуры. Что они символизируют?
28. Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ее ценностного содержания?
а) гедонистический
б) герменевтический
в) аксиологический
г) коммуникативный
29. Что является носителем структур с точки зрения структурализма?
а) чувства
б) разум
в) интуиция
г) бог
30. Как происходит «структурирование» процесса культурного творчества, по мнению структуралистов?
а) осознанно
б) бессознательно
31. Объясните, почему игра, с точки зрения Й. Хейзинга, составляет сущность культуры?
32. Почему Й. Хейзинга говорит, что «уже в жизни животных игра представляет собой нечто большее, чем чисто физиологическое явление, либо физиологически обусловленная физическая реакция. Игра как таковая перешагивает рамки чисто биологической или чисто физической деятельности. Становится излишеством, избытком»? Что в деятельности животных указывает на это?
33. Укажите, каковы свойства человеческой игры (по Й. Хейзинга):
а) состязательность
б) инстинктивность
в) свобода
г) спонтанность
д) непрагматичность
е) прагматичность
ж) напряжение
з) предсказуемость
и) непредсказуемость
к) риск
л) повторяемость
м) наличие искусственных правил
н) символичность
о) рациональность
п) ориентация на успех, удачу
р) изящество, красота
с) радость, восторг, воодушевление
ц) порядок;
ч) порядочность, честность
ш) аморальность
34. Прокомментируйте позицию Г.-Г. Гадамера: в чем он видит сущность игры?
«Игра – сама себе субъект… Человек оказывается втянутым в игру, полностью от нее зависит. Игра – это нечто объективное по отношению к играющим. Она не имеет внешней цели, а есть непрерывное повторение и имеет цель сама в себе. Так как это бессубстратное движение, то игру можно назвать чистой реализацией движения. Она первична по отношению к сознанию играющих…Ее бытие – самовыражение через играющих. В разговоре происходит встреча Я и Ты… через живую подвижность игры. Я и Ты не является субъектами разговора: игра через них как бы играет сама с собой».
35. Попробуйте описать в качестве игровой деятельности такие формы культуры, как экономика, политика, религия, мораль, искусство, наука и др.:
а) с чем или с кем здесь играет человек;
б) какие формы в каждом случае принимает здесь игра;
в) чего достигает человек в этой игровой деятельности;
г) какие характеристики игры выходят в каждом случае на первый план?
36. Почему Й. Хейзинга считает именно искусство наиболее «игровой» формой культуры?
37. Какие игровые виды искусства Вы знаете?
38. Почему, с точки зрения Х. Ортеги–и–Гассета, игровой элемент культуры постепенно убывает?
а) культуру постепенно сменяет цивилизация
б) на первое место выходят неигровые основы человеческой жизни – рационализм, утилитаризм, материальный интерес
в) преобладает массовая культура, обслуживающая стандартные потребности заурядных людей
г) человек отрывается от своих подлинных корней
39. К какому направлению в культурологии можно отнести позицию автора, слова которого приведены ниже?
«С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего <…> Люди вообще еще слишком мало подготовлены к тому, чтобы считать изучение человеческой жизни отраслью естествознания и применять в широком смысле указание поэта: “объяснять нравственные явления так же, как явления природы”»
40. Сегодня многие учёные говорят о «культурном апокалипсисе» XXI в., основной причиной которого называют
a) утрату людьми системного характера своих ценностных ориентаций в результате возрастания социальных и информационных нагрузок на психику
б) массовую деградацию человеческого генофонда в условиях экологических бедствий
в) ухудшение системы образования, медицинского обслуживания
г) исчерпанность «просвещенческой» картины мира
41. Для современной культуры характерна(ен)
a) исключительная динамика: быстрое изменение условий жизни, техники, моды, стандартов
б) постфигуративный характер
в) идея существования центра и периферии. В центре – сакральные ценности, нормы, образцы; на периферии – обычная повседневная жизнь людей
г) предельно устойчивый характер, отрицание любых новаций, медленные изменения
42. Фундаментальные коды культуры, исторически изменяющиеся структуры, определяющие конкретные формы мышления, знания и наук; подобны некоторой сетке, пронизывающй мир, упорядочивая сами вещи и предметы, и создавая условия их познания
a) дискуры
б) симулякры
в) эпистемы
г) ризомы
43. Симулякр – это
a) фундаментальный код культуры, упорядочивающий сами вещи и предметы и создающий условия их познания
б) образ, вытесняющий реальность
в) понятие для анализа социальной обусловленности речевых высказываний
г) метафора стебля