Контрольная работа
1. Понятие
а) Дайте логическую характеристику понятиям.
Стая, Автор романа «Мастер и Маргарита», Необразованность, Брат
б) Установите отношения между понятиями.
Выяснить, установить, изобразить:
- какие из понятий совместимы, а какие – нет.
- тип отношения между совместимыми понятиями и тип отношения между несовместимыми понятиями.
- отношения между понятиями в виде круговых схем.
Задание
Многоугольник (А), треугольник (В), четырехугольник (С), квадрат (D), ромб (E).
Президент (А), президент РФ (В), президент федерации (С), глава государства (D), мужчина (E).
Человек с сильным характером (А), слабохарактерный человек (В).
2. Суждение
а) Постройте таблицу истинности и определите логические значения высказываний (логический закон, логическое противоречие, выполнимое высказывание):
Задание
1. (a-b) -» ((b-» c) -» (a-» (b^c)))
1. (a^b) «-» ~( ~aÚ~b)
((a -» ~b) ^ ~b) -» a)
б) Определите, существует ли отношение логического следования между посылками и заключениями рассуждений (определите логическую форму (схему) рассуждения, постройте таблицу истинности для: (1я посылка 2я посылка ) заключение ).
Задание
1. Если аргументы некоторого рассуждения истинны, а его тезис не является таковым, то рассуждение — неправильно. Данное рассуждение правильно и его аргументы истинны. Следовательно, его тезис является истинным.
1. Если данный многоугольник правильный, то в него можно вписать окружность. Если в данный многоугольник нельзя вписать окружность, то он неправильный. Значит, если в данный многоугольник можно вписать окружность, то он правильный.
1. Если все посылки истинны и рассуждение правильно, то заключение истинно. В данном рассуждении заключение ложно. Значит, или рассуждение неправильно, или не все посылки истинны.
1. Если число делится на 4, то оно чётное. Число - чётное. Значит,оно делится на 4.
3. Дедуктивное умозаключение
а) Дайте анализ дедуктивным рассуждениям первого типа (прямые): восстановите, если нужно, определите логическую форму, определите вид.
Задание
1. Если ваши книги согласны с Кораном, то они излишни. Если они не согласны с Кораном, то они вредны. Но вредные или излишние книги следует уничтожать. Значит, ваши книги следует уничтожить (калиф Омар).
2. Или ухудшение не наносит вреда – чего быть не может – или – и это совершенно ясно – все ухудшающееся лишается доброго (Августин Блаженный).
3. Философы утверждают, что они ищут, значит, они еще не нашли (Тертуллиан).
4. Я мыслю, следовательно я существую (Декарт).
б) Дайте анализ дедуктивным рассуждениям второго типа (непосредственные): найти посылку и заключение, записать логическую форму, определить вид, выяснить правильно ли оно построено.
За Задание
1. Некоторые люди уважают закон. Следовательно, некоторые из тех, кто не уважает закон, не являются людьми.
2. Некоторые европейские страны – унитарные. Следовательно, все унитарные государства – европейские.
3. Все экономические законы объективны. Следовательно, все объективные законы – экономические.
4. Все студенты нашей группы – отличники. Следовательно, все те, кто не является отличниками, не могут быть студентами нашей группы.
4. Простой категорический силлогизм (ПКС).
а) Дайте логический анализ ПКС. (найти посылки, заключение, восстановить силлогизм если нужно, найти термины, записать ПКС, определить логическую форму, определить фигуру, модус, проверить правильность)
Задание
1. Все католики – христиане. Среди жителей этой деревни нет католиков. Следовательно, среди жителей этой деревни нет христиан.
2. Трапеции – не ромбы, а квадраты – не трапеции. Следовательно, некоторые ромбы являются квадратами.
3. Некоторые истины нельзя опровергнуть. Любую истину можно поддать сомнению. Следовательно…
4. Все млекопитающие – позвоночные. Все лягушки – позвоночные. Следовательно, все лягушки – млекопитающие.