Контрольная работа 7
Определите функциональный стиль текста, используя план анализа.
План функционально-стилевого анализа текста.
1. Прочитайте текст и сделайте предварительный вывод о его стилистической принадлежности.
2. Определите тему и цель текста. Сформулируйте основную мысль текста.
3. Назовите предполагаемого адресата текста.
4. Расскажите о структурных частях текста (деление на главы, абзацы и т.д.)
5. Охарактеризуйте языковые средства, используемые в тексте:
Лексические средства (наличие / отсутствие клише, штампов; использование терминов, интернационализмов, фразеологизмов; употребление разговорных слов, эмоционально-экспрессивной лексики).
Морфологические средства (наличие / отсутствие личных местоимений; цепочка зависимых слов в родительном падеже, отглагольные существительные, слова с суффиксами субъективной оценки).
Синтаксические средства (преобладание простых или сложных предложений, наличие / отсутствие причастных, деепричастных оборотов, вводных конструкций, обращений; эмоционально-экспрессивные конструкции).
6. Найдите черты других функциональных стилей (если они есть) и объясните их присутствие в данном тексте.
7. Сделайте окончательный вывод о стилистической принадлежности текста. Назовите подстиль и жанр текста.
Текст 1. Требования к рекламе
В рекламе должно содержаться наименование (имя) рекламодателя. Рекламодатель, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязан также включать в рекламу сведения о видах осуществляемой им на рынке ценных бумаг деятельности в соответствии с рекламным объявлением.
Рекламодателям запрещается:
указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг (…) и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;
указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путём указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги.
При наличии в рекламе одного из обстоятельств, указанных в части второй настоящей статьи, реклама ценных бумаг признаётся недобросовестной.
Недобросовестной рекламой признаётся также публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, её обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, а также сообщение о заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь либо повлекшей в заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг.
Рекламодатель несёт ответственность за ущерб, причинённой недобросовестной рекламой, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При признании рекламы недобросовестной договоры рекламодателя с рекламораспространителем являются недействительными.
Текст 2. Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.
Искусство ведения спора приобретает для каждого из нас всё более важное значение, поэтому целесообразно сравнить его с такими близкими понятиями, как «диспут», «дискуссия», «полемика».
Слово «диспут» происходит от латинского disputare – рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идёт о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.
Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно также подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующей процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
Текст 3. Невольные серверы и вольные невидимки
Атмосфера России проясняется – всё путём, – и хотя гул прибоя по-прежнему содрогает почву, влажные хлопья тумана уже не ребят объективы и мы видим этих смельчаков. Отчаянные балансируют на разодранных гребнях волн.
То и дело накрывает свинцовым пластом, но – глядите! – вот они снова и снова на вершине внимания СМИ.
Что за дремучие силы скрываются за метафорой неукротимой водной стихии?
Ответ на этот вопрос прояснит пути дрейфа – тенденции – профессии PR, ведь именно PR должен балансировать на гребне общественного расположения. Чутко улавливать тенденции. (…) Явные тенденции хорошо преподают на Западе. Их влияние заметно и немедленно сказывается на оперативных и тактических результатах. Без знания рационально-менеджерской основы делать в PR нечего. Однако знание это перестало быть пределом избранных – уже идут первые выпуски молодых специалистов государственного стандарта PR. Причём, как сплетничали на конференции по экономической психологии, не только открытого стандарта… Вот и возникает вопрос – а что ещё может быть сакрального в такой прозаичной профессии?
Неужели только технологии распространения информации – что-то вроде пресловутых «коэффициентов обгорания» агитационных листовок при доставке их на территорию противника снарядами?
Думается, что дошла очередь и до глубин PR. Что это такое? Отнюдь не владение дюжиной «секретных» метариторических приёмов. Будущее PR – в овладении силой течений стратегических тенденций национального сознания, этикой территорий, геоинформатикой и политикой.
Это знание изменит само представление о технологиях PR: не хотите ли использовать размножившиеся слухи, мотивирующие намёки, генетические алгоритмы и самоустанавливающиеся цели? Именно на гребнях этих волн будут умело балансировать лет через десять вольные невидимки. Может быть. Если набрать «PR» в русском регистре, то получится «ЗК»…
Задание 2 «Лексическая стилистика».
I. Выберите нужное слово из приведённых ниже синонимических рядов.
1. Книги лежали...
II. Подберите антонимы к следующим словам, учитывая явление многозначности.
Аккуратный, активный, антипатия,..
III. Выберите из пары паронимов наиболее подходящее слово.
- Большинство людей не затрудняют себя выбором наиболее подходящего слова в будничной, обиходной речи...
IV. Придумайте контексты со всеми значениями предложенных слов – омонимов.
1). Лом – 1. Заострённая с одного или обоих концов металлическая палка, которой ломают что-либо;
2). Череда – 1. Группа людей, вставших один за другим (вереница);
2. Травянистое растение семейства сложноцветных, растущее в сырых, топких местах (применяется в медицине).
3). Акция – 1. Ценная бумага, приносящая дивиденд (фр. Action);
2. Действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели (лат. Actio – действие).
4). Бабочка – 1. Насекомое с двумя парами крыльев, покрытых пыльцой, определяющей их окраску.
2. Галстук в виде банта.
5). Жилет – 1. Короткая мужская одежда без рукавов, поверх которой носится пиджак (фр. Gilet).
2. Безопасная бритва особого устройства, вставное лезвие такой бритвы (по фамилии изобретателя Gillete).
6). Мастерская – помещение, в котором работает художник, скульптор.
Мастерская – искусная, образцовая.
7). Мир – 1. Вселенная.
2. Вся жизнь, всё живое.
3. Земля со всем существующим на ней.
4. Отсутствие войны между государствами.
8). Пора – мельчайшее отверстие потовых желез на поверхности кожи.
Пора – время, период.
9). Посол – 1. Высший ранг дипломатического представителя одного государства в другом;
2. Способ, качество посолки, засол.
10). Поспевать – 1. Становиться спелым, созревать;
2. Делать что-либо своевременно, успевать.
11). Среда – 1. Совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма.
2. Третий день недели, следующий за вторником.
12). Такт – 1. Ритм какого-либо движения, действия.
- Чувство меры, подсказывающий верный подход к кому- чему-либо, правильное понимание чего-либо.