Контрольная работа 21
Блок 1.
1. Вставьте пропущенные слова
Педагогическое воздействие – процесс, происходящий между ... и ...в ходе... работы, направленной на ...личности ребенка.
2. Вставьте пропущенные слова
Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли
3. Вставьте пропущенные слова
Процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) и , и .
4. Выберите правильные слова
Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов –
А. дидактических взаимодействий
Б. воспитательных взаимодействий
С. Социально-педагогических взаимодействий
Д. перцептивных взаимодействий
5. Выберите правильные ответы
Фасилитационное педагогическое взаимодействие обусловлено способностями педагога к
А. перцепции
Б. идентификации
В. вертификации
Г. эмпатии
Д. рефлексии.
6. Перечислите психологические принципы организации педагогического взаимодействия
7. Выпишите следующие признаки сотрудничества
8. Установите соотношение между понятиями «взаимоотношения (А)» и «взаимодействия (Б)» и выберите нужный рисунок.
9. Установите соотношение между понятиями «воздействие (А)» и «взаимодействие (Б)» и выберите соответствующий рисунок.
10. Найдите соответствие между характеристиками взаимодействий и их схематичным выражением
1. Характерно пассивное отношение ко всему, что происходит вокруг. Взаимодействие равновесное, однако непродуктивное, так как обе стороны не заинтересованы в достижении совместной цели |
А. Учитель – S, ученик - О |
2. В позиции учащегося ощущается активность и заинтересованность в процессе приобретения знаний, чему не соответствует безынициативная позиция педагога |
Б. Учитель – S, ученик - S |
3. И для учителя, и для ученика характерны активность, целенаправленность, продуктивность в образовательном процессе |
В. Учитель – О, ученик - О |
4. Взаимодействие неравновесное, продуктивное по ситуации (в зависимости от степени объективной позиции учащегося) |
Г. Учитель – О, ученик - S |
11. Найдите соответствие между характеристиками видов межличностных взаимодействий и их названиями
1. Сотрудничество |
А. активные действия одной стороны и принятие процесса деятельности другой без активного включения в общую работу |
2. Уклонение от взаимодействия |
Б. стороны в зависимости от ситуации склонны к частичному, ограниченному взаимодействию |
3. Однонаправленное противодействие |
В. Активная помощь друг другу, может осуществляться последовательно для взаимодействующих сторон |
4. Однонаправленное содействие |
Г. обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия) |
5. Компромиссное взаимодействие |
Д. одна из сторон достаточно активно препятствует достижению цели, что может проявляться в явной или скрытой форме |
6. Противоборство |
Е. обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности |
Блок 2
1. Количество сторон, участвующих в педагогическом взаимодействии, образуют
А. диаду
Б. триаду
В. квартет
Г. совокупный субъект
Д. все ответы неверны
2. Закончите определение
«Целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанные с убеждением, внушением (в отдельных случаях даже с гипотетическим внушением) – это ».
А. влияние
Б. взаимодействие
В. воздействие
Г. развитие
3. Обозначите знаком «+» или «-» правильность следующих утверждений:
А. Развитие – это необратимое направленное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние.
Б. Воздействие было и остается в арсенале учителя как один из результативных механизмов в процессе обучения и воспитания.
В. Нет ни одного явления в педагогическом пространстве, в основании которого не обнаружилось бы взаимодействия.
4. К специфическим свойствам педагогического взаимодействия относятся:
А. взаимосвязь социальных, психологических и собственно педагогических подходов в организации педагогических взаимодействий.
Б. активность, которая обеспечивает поступательное развитие системы, и реактивность, которая регулирует эффективность педагогических взаимодействий.
В. нацеленность на передачу знаний, умений, общественного опыта подрастающему поколению для социального воспроизводства общества.
Г. противоречивость педагогических взаимодействий заключается в одновременной открытости и изолированности педагогических систем.
Д. необходимость создания условий для самоактуализации и самореализации каждого субъекта, включенного в систему педагогических взаимодействий.
Е. закономерная асимметричность позиций субъектов педагогического взаимодействия, создающая основание для развития и саморазвития субъектов и объектов в педагогическом пространстве.
5. Соотнесите систему обучения с характеристикой: «Дети одного возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учителя одновременно продвигаются к единой для всех образовательной цели, для данного типа обучения характерны структура, закрепленная календарно-тематическим планированием».
А. Дальтон-план
Б. Белл-ланкастерская система обучения
В. Гуманистические подходы к процессу обучения.
Г. Классно-урочная система
6. Соотнесите систему обучения с характеристикой:
«При обучении по данной системе учащиеся не включались в общеклассную работу, имели свободу выбора занятий, самостоятельно устанавливали очередность изучения тех или иных тем, каждый ученик заключал «договор» с педагогом о самостоятельной проработке конкретного задания за намеченный сроки имел возможность получить консультацию учителя-специалиста в соответствующей лаборатории (классе)».
А. Дальтон-план
Б. Белл-ланкастерская система обучения
В. Гуманистические подходы к процессу обучения.
Г. Система сводных отрядов по А.С. Макаренко
7. Соотнесите систему обучения с характеристикой: «учение путь приобретения (проживания!) реального личного опыта каждым ребенком. Каждый ученик сравнивается лишь с самим собой: «Я вчерашний» - «Я сегодняшний». Главное – не конечный результат, а бесконечный, осознанный процесс познания себя, других и окружающего мира»
А. Дальтон-план
Б. Белл-ланкастерская система обучения
В. Гуманистические подходы к процессу обучения.
Г. Система сводных отрядов по А.С. Макаренко
8. Соотнесите понятие с определением:
1. Взаимодействие социальное |
А. Детерминированная познавательной ситуацией, опосредуемая социально-психологическими процессами связь субъектов (и объектов) образования |
2. Взаимодействие психологическое |
Б. Процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции |
3. Взаимодействие педагогическое |
В. Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь |
9. В ближайший круг системы координат входят следующие дисциплины:
А. Психология, педагогика, культурология, философия, социология.
Б. Психология, социальная психология, социология, социальная педагогика, педагогика, педагогическая психология.
В. Общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, история и философия образования, превентивная педагогика.
10. К взаимообусловленным видам взаимодействия в психолого-педагогической сфере относятся:
А. Кооперация, воздействие, контакт
Б. Интеграция, ассимиляция, конвергенция, адаптация
В. опека, наставничество, партнерство, сотрудничество
Г. Взаимопомощь, интериоризация, принятие, взаимопонимание
11. Выберите наиболее общее определение общения:
Общение – это:
А. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Б. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В. Взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психологического и социального развития ребенка.
12. Найдите наиболее последовательные изменения в типах межличностных взаимодействий
А. одностороннее воздействие – компромиссное взаимодействие – одностороннее противодействие – пассивное принятие – противоборство – сотрудничество – уклонение от взаимодействия
Б. компромиссное взаимодействие – противоборство – одностороннее воздействие – одностороннее противодействие – сотрудничество – уклонение от взаимодействия – пассивное принятие.
В. противоборство – одностороннее воздействие – одностороннее противодействие – уклонение от взаимодействия – пассивное принятие – компромиссное взаимодействие – сотрудничество.
13. Установите соответствие
1. Факторы усиления общения |
А. правильность, точность, логичность, уместность, информационность, выразительность, чистота |
2. Вербальные факторы общения |
Б. характерные позы, жесты и движения, располагающие к совместной деятельности, угрожающие, игнорирующие и т.д., выражение лиц учителя и учащихся, контакт глазами и т.д. |
3. Невербальные факторы общения |
В. интонация, мелодичность, тембр голоса, темп речи, паузы, излишние повторы слов, выражений и т.д. |
14. Обозначьте знаком «+» или «-» правильность следующих утверждений:
А. Основа взаимодействия учителя и ученика заключается в передаче знаний, следовательно, информативная сторона общения является приоритетной в учебной деятельности.
Б. Оптимизация педагогического общения происходит через осознание значения всех сторон педагогического общения, через гуманизацию содержания образования, использование в индивидуальной педагогической деятельности всех факторов, способных улучшить взаимодействие учителя и ученика.
- В. Взаимодействие и общение связаны друг с другом, однако эту связь нельзя назвать прямой. В зависимости от ситуации, научной области, толкования связь между общением и взаимодействием можно определить то как подчинительную (одно понятие входит в состав другого), то как соподчинительную (равноправную). Именно такой многогранный подход дает основание определить отношения между этими явлениями и как диалектические.
15. Соотнесите название и характеристику готовности учащегося к учебному процессу.
1. Осознанное сотрудничество |
А. учащийся обычно склонен избегать ситуаций, требующих сотрудничества, поиска общего решения или принимает участие в ней под давлением внешних (организационных) обстоятельств |
2. Отказ от совместной деятельности |
Б. ученик активно сотрудничает с другими, исходя из внутренней мотивации к совместной работе, готов к самостоятельной организации совместной деятельности других людей |
3. Вынужденное взаимодействие |
В. Ученик не включается в общую деятельность, отказывается от сотрудничества, общие цели и действия не являются для него приоритетными |
16. Закончите определение: Диалог – это...
А. Разновидность речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами;
Б. упорядоченное взаимодействие педагога с учащимся, направленное на достижение поставленной цели;
В. Устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.
17. Учебному диалогу свойственны следующие характеристики:
А. свободное общение, необязательное наличие осознаваемой цели, открытость завершения, стихийность, отсутствие жестких временных рамок;
Б. обязательное наличие образа цели (знания), стимулирующие, последовательные вопросы, ведущие к достижению цели, организованность ситуации общения, учет временных ограничений и т.д.
В. созерцательность, возможность не участвовать в обсуждении, устраниться от совместного поиска истины.
18. Установите последовательность этапов дискуссии:
1. Осмысление обсуждаемой проблемы; 2. Поиск общего решения; 3. Подготовительный этап; 4. Рефлексия; 5. Формирование мотивационной готовности к диалогу.
А. 1-2-3-4-5
Б. 2-5-1-4-3
В. 3-5-1-2-4
Г. 1-3-5-2-4
19. Установите соответствие содержания и этапов дискуссии
1. Осмысление обсуждаемой проблемы |
А «Погружение»: каждый из участников соотносит свои ожидания с предложенной темой дискуссии, выбор ведущего или установка на свободное обсуждение |
2. Поиск общего решения |
Б. Подведение итогов: групповых и личностных, ситуативных и перспективных |
3. Подготовительный этап |
В. Выбор темы: подбор литературы по проблеме, оформление информационного листа по дискуссии, подготовка ведущего |
4. Рефлексия |
Г. Разработка и принятие правил интерактивного поведения |
5. Формирование мотивационной готовности к диалогу |
Д. Обсуждение предмета дискуссии, поиск общей терминологии, подведение промежуточных итогов по сопоставлению мнений. |
1. 1А – 3Г – 5В – 2Д – 4Б
2. 3Г – 5В – 1А – 2Д – 4Б
3. 3В – 5А – 1Д – 2Г – 4Б
4. 1В – 2А – 3Д – 4Г – 5Б
Блок 3
Подготовьте письменные ответы на 3 вопроса из предложенных ниже (в зависимости от варианта)
Вариант 4.
1. Что представляет собой стили педагогического взаимодействия? Опишите их, приведите примеры.
2. Каковы причины конфликтных отношений учителя и учащегося?
3. Назовите особенности учебного диалога. Приведите примеры учебного диалога на уроке.